Создание единого безопасного пространства

2.1. Общая характеристика учреждения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 205 " Новоград" основано в июне 2017 года.

Расположение, контакты: Учреждение находится по адресу: 428011, г. Чебоксары, ул. Новогородская, д. 36А, телефон: 70-05-35.

Режим работы: пятидневная рабочая неделя, длительность рабочего дня 12 (двенадцать) часов: с 7:00 до 19:00.

Проектная мощность учреждения: 160 чел.

Количественный и возрастной состав групп: в дошкольном учреждении функционирует 7 групп 12-ти часового пребывания для детей раннего и дошкольного возрастов /с 2 до 7 лет/

2.2 . Организация службы охраны труда в Учреждении

Проблема безопасности в детском саду определяется несколькими направлениями:

  • Обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ
  • Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно – транспортного травматизма)
  • Пожарная безопасность
  • Антитеррористическая защита
  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Для обеспечения работы по заданным направлениям, определены следующие задачи:

  1. Совершенствовать механизмы управления безопасностью образовательного пространства, создать команду, распределить обязанности.

Сложился алгоритм действий при организации работы по охране труда в ДОУ:

Заведующий

1. Издает приказ об организации охраны труда в ДОУ

2. Заключает с работниками договора с отражением обстоятельств по обеспечению требований охраны труда (статья 57 ТК РФ)

3. Информирует работников о состоянии и условиях труда на рабочем месте (статья 57, 212, 214 ТК РФ)

4. Утверждает положение об организации охраны труда (статья 212 ТК РФ)

5.Утверждает положение о службе охраны труда (статья 217 ТК РФ)

6. Создает базу нормативных актов по охране труда и обеспечивает ею своих подчиненных (статья 14 Федерального Закона- 181)

7. Организует обучение по охране труда работников ДОУ (статья 212 ТК РФ, п.6.7, постановление Минтруда РФ № 1/29 от 13.01.2003 года)

8. Планирует работу по ОТ и мероприятия по улучшению условий труда (Постановление Минтруда РФ № 11 от 27.02.95 года и Письмо МТ от 23.01.1996 года)

9. В зависимости от условий труда обеспечивает работников моющими средствами (Постановление Минтруда № 45 от 04.07.2003, статья 212 и 221 ТК РФ)

10. В зависимости от условий труда и наличия вредных факторов устанавливает для работников доплаты за работу в особых условиях труда (Постановление Госкомтруда № 387/22- 78 от 03.10.86. ст.146- 147 ТК РФ)

11. Организует предварительное и периодическое медосвидетельствование работников (статья 213 ТК РФ, Приказ МЗ РФ № 90, № 405, № 83 от 16.08.07, п.9 ст.14 ФЗ – 181)

12. Утверждает программу обучения всех должностных лиц ДОУ по охране труда на основе рекомендованной 40 часовой программы Минтруда.

13. Утверждает программу проведения вводного инструктажа для всех сотрудников ДОУ

 

14. Утверждает программу проведения инструктажа на рабочих местах

15. Издает приказ и утверждает перечень необходимых для выполнения работ инструкций, определяет разработчиков инструкций и сроки.

16. Совместно с профкомом ежегодно подводит итоги выполнения соглашения по охране труда.

Заведующий хозяйством

1. Отвечает за организацию работы по охране труда, проведение мероприятий по предупреждению травматизма в ДОУ

2. Обеспечивает соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации производственного оборудования

3. Разрабатывает инструкции по технике безопасности для каждой профессии в ДОУ, представляет их на утверждение руководителя учреждения.

4.Организует с соответствующими органами обучение персонала, обслуживающего электроустановки.

5.Проводит инструктаж на рабочем месте, включая повторный и внеплановый; осуществляет проверку знаний, оформляет допуск персонала к самостоятельной работе с записью в журнале регистрации инструктажа.

6.Обеспечивает эксплуатацию и содержание здания, территории ДОУ в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии.

7.Организует осмотр и текущий ремонт здания и помещений ДОУ

8.Осуществляет контроль за исправностью водопровода, канализации, тепловых сетей

9.Обеспечивает соблюдение противопожарной безопасности здания ДОУ, следит за исправностью средств пожаротушения

Старший воспитатель

1.Отвечает за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий образовательного процесса.

Контроль за организацией питания.

2.Осуществляет непосредственное руководство и контроль за соблюдением в образовательном процессе норм и правил охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

3.Организует разработку инструкций по технике безопасности для педагогического персонала

4.Контролирует своевременность проведения инструктажа педагогического персонала и его регистрацию

5.Организует и контролирует работу по обучению детей правилам дорожного движения, пожарной безопасности

6.Контролирует наличие и исправность учебного оборудования для проведения образовательного процесса

7.Планирует и осуществляет мероприятия по организации работы с педагогическими работниками по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности.

Цель: формирование у педагогов целостного представления об организации работы с воспитанниками по обеспечению безопасности жизнедеятельности:

· Оказание адресной помощи по результатам диагностики профессиональных знаний и умений

· Формирование профессионального запаса

· Индивидуальное консультирование

· Семинары

· Методические дни

· Методические недели

· Работа с родителями

8.Участвует в расследовании, учете и оформлении несчастных случаев с воспитанниками (порядок регламентируется ст.227- 231 ТК РФ)

Воспитатель

1.Соблюдает правила по технике безопасности при проведении образовательного процесса

2.Несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья ребенка во время пребывания в ДОУ (проведения занятий, экскурсий, походов и т.д.)

3.Незамедлительно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию помощи

4.Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса

5.Организует работу по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на улице, дома, на воде, в природе

6.Воспитывает у детей чувство личной ответственности за соблюдение правил безопасного поведения

7.Организует и проводит работу с родителями по созданию безопасных условий для воспитанников.

Медицинский персонал

1.Организует и проводит санитарно-гигиенические мероприятия

2.огранизация мероприятий по закаливанию и оздоровлению детей

3.Медико – педагогический контроль за проведением физкультурных занятий с воспитанниками

4.Углубленный медицинский осмотр воспитанников (ежегодно)

5. Осмотр сотрудников

6.Проведение вакцинации

7.Контроль наличия и комплектации аптечек для оказаний первой медицинской помощи

8.Контроль питания воспитанников

9.Определяет контингент и составляет списки лиц, подлежащих медосмотрам с указанием участков вредных работ и вредных факторов.

  1. Планирование мероприятий по обеспечению безопасного проведения образовательного процесса.
  2. Достижение конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства.
  3. Обучение целевых групп (руководитель, медицинский персонал, воспитатели, воспитанники) по вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формирование культуры безопасности.

2.3. Организация охраны труда в Учреждении регламентируется основными нормативными документами:

  • Устав Учреждения, в разделе: «Права и обязанности участников образовательного процесса».
  • Коллективный договор Учреждения.
  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности, в котором обозначены основные направления организации работы МДОУ по охране труда и безопасности жизнедеятельности, функции, права и ответственность.
  • Перспективный план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда

Администрация детского сада (заведующий, заведующий хозяйством, председатель ППО) регулярно проходит обучение по организации охраны труда, по пожарной безопасности.

2.4. Актуальные аспекты безопасности, решаемые в ДОУ.

Главной целью организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности в ДОУ является сохранение жизни и здоровья воспитанников и работников в процессе трудового и образовательного процесса.

Безопасность — это совокупность отдельных составляющих, но направленных на общую задачу. Поэтому оптимальное решение — это комплексная система безопасности:

  1. Физическая безопасность - обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.

В ДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности.

Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ ежеквартально проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и персонала ДОУ на случай угрозы террористического акта.

Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.

Запрещена сдача в аренду помещений ДОУ организациям, чья деятельность не связана с основными направлениями функционирования учреждения.

  1. Противопожарная защищенность.

Вопросы пожарной безопасности стоят на первом месте.

С целью обеспечения противопожарной защищенности в здании детского сада имеются:

  • автоматическая охранно-пожарная сигнализация;
  • система оповещения людей о пожаре;
  • система видеонаблюдения;
  • кнопка экстренного реагирования и вызова полиции;
  • первичные средства пожаротушения;
  • эвакуационные наружные лестницы и эвакуационное освещение на путях эвакуации.

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами (п.1, гл.1 ППБ 01-03).

В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований пожарной безопасности, ведь причиной пожаров в большинстве случаев является человеческий фактор. Со стороны методической службы ДОУ проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности:

  • вопросы рассматриваются на Педагогических советах
  • создана соответствующая развивающая среда
  • разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности
  • ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
  • ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ на случай возникновения пожара
  1. 3Психологическая безопасность воспитанников обеспечивается:

- сопровождением воспитательно-образовательного процесса специалистами ДОУ: воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед , музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинские работники и др.

В целях систематического соблюдения требований по охране труда в ДОУ введена следующая трехступенчатая система контроля:

1 СТУПЕНЬ - воспитатели ДОУ и уполномоченный регулярно проверяют состояние рабочих мест воспитанников, исправность оборудования, приспособлений и инструментов. Недостатки, которые могут быть устранены сразу - устраняются немедленно, остальные записываются в специальный журнал с указанием срока их устранения.

2 СТУПЕНЬ - заведующий ДОУ, старший воспитатель и уполномоченный по охране труда ежеквартально проводят проверку охраны труда во всех структурных подразделениях ДОУ и принимают меры к устранению выявленных недостатков. Результаты проверок докладываются заведующему, обсуждаются на Педсовете, собраниях, разрабатываются мероприятии по устранению отмеченных недостатков.

3 СТУПЕНЬ - заведующий ДОУ совместно с председателем ППО один раз в полгода изучает материалы первой и второй ступени административно-общественного контроля.

На основании анализа проводится проверка состояния охраны труда всех структурных подразделений ДОУ и выполнение всех раннее выявленных нарушений. Заслушиваются на совместных заседаниях администрации и ППО ДОУ отчеты ответственных лиц за охрану труда.

Намечаются меры по устранению всех нарушений.

Выводы

Итак, понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, включает не только организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и обучения, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательного учреждения, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности воспитанников и работников ДОУ к действиям в чрезвычайных ситуациях.